Заказать звонок:Тула +7 (4872) 58-52-52 / Калуга +7 (4842) 20-11-22

Имущественные и земельные отношения на территории Республики Крым

30 июля 2014 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 30 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенно­стях регулирования имущественных и земельных отношений на терри­тории Республики Крым» .

Как следует из пояснительной записки, Закон № 38-3PK разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Крым.

Целью Закона № 38-3PK является регулирование имущественных, земельных, градостроительных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Крым.

Учитывая, что положения земельного законодательства РФ несколько отличаются от украинских, остановимся на вопросе целевого назначения земли, поскольку это волнует многих собственников земельных участков в Крыму.

Закон № 38-3PK признает и сохраняет право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости, возникшее до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, у фи­зических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Согласно Закону № 38-3PK жители республики Крым могут переоформить всю документацию, под­тверждающую их права на недвижимость и земельные участки, в соответствии с российским зако­нодательством до 1 января 2017 года.

Земли Украины по основному целевому назначению согласно ст. 19 Земельного кодекса Украины подразделяются на 9 категорий, а именно:

1)        жилой и общественной застройки землями населенных пунктов;

2)        сельскохозяйственного назначения;

3)        природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения;

4)        оздоровительного назначения;

5)        рекреационного назначения;

6)        историко-культурного;

7)        лесохозяйственного;

8)        водного фонда землями водного фонда;

9)        земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Земли в Российской Федерации согласно статье 7 Земельного кодекса РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:

1)           земли сельскохозяйственного назначения;

2)           земли населенных пунктов;

3)            земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4)            земли особо охраняемых территорий и объектов;

5)           земли лесного фонда;

6)           земли водного фонда;

7)           земли запаса.

Отличия в назначениях земель непринципиальные и без предварительного изучения можно сделать вывод, что земли природно-заповедного, земли другого природоохранного назначения, земли оздоровительного назначения, земли рекреационного назначения и земли историко-культурного назначения будут объединены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Новшество заключается в появлении земель запаса.

Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель, а также установ­ления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступ­ления в силу ФКЗ № 6-ФКЗ, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Рес­публики Крым.

Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую, по общему правилу, осуществ­ляется на основании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Совет министров Республики Крым вправе установить случаи, когда перевод или отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется органами местного самоуправления.

Основанием для изменения категории земель является решение об установлении или изменении разрешенного использования в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом документов территориального планирования и гра­достроительного зонирования. При этом принятие других решений и подача заявлений в орган ка­дастрового учета не требуются.

Также Законом № 38-3PK устанавливается, что до 1 января 2017 года вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйст­венных регламентов, документации по планировке территории осуществляются:

  • · предоставление земельных участков;
  • · перевод земель из одной категории в другую;
  • · изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности;
  • · выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка.

Предпосылками для принятия Закона № 38-3PK являласья необходимость создания правовых основ регулирования имущественных, земельных, градостроительных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним на территории Республики Крым в переходный период до 1 января 2017 го­да.

Таким образом, особенности регулирования земельных, имущественных, градостроительных и лесных отношений на территориях Республики Крым и Севастополя оказались закреплены на государственном уровне.

Подводя итог, можно сказать, что принципиальных затруднений в осуществлении процедуры перераспределения земель по категориям и межевания земель в соответствии с законодательством РФ нет, и уже сегодня каждый желающий может обратиться в Федеральное БТИ, расположенное в г. Симферополь, для получения межевого плана на участок или технического плана на здание.

Учитывая, что у простых граждан Крыма в собственности находятся преимущественно земли сельскохозяйственного назначения и земли жилищной и общественной застройки, оснований для волнения нет, поскольку целевое назначение этих земель не поменяется.

Однако российское законодательство в ряде случаев все же существенно отличается от украинского. Так, например, бесплатная передача земельных участков гражданам возможна лишь в исключительных случаях, приобрести землю можно через аукцион. Положительной тенденцией будет отмена моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.

От качества результата проведенных работ зависит сохранность недвижимого имущества и даже здоровье и жизнь людей. Поэтому уже сейчас следует задуматься о том, кому доверить экономически важные проекты и остановить свой выбор на профессионалах своего дела.