Заказать звонок:Тула +7 (4872) 58-52-52 / Калуга +7 (4842) 20-11-22

Дачная амнистия

Как известно, Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», прозванный «дачной амнистией», действует с сентября 2006 года. Предназначена «дачная амнистия» для тех, кто получил земельные участки в советские времена или на заре реформ, но до сих пор так и не оформил свои права, либо владеет свидетельством на землю старого образца. Упрощённый порядок оформления прав охватывает не только дачно-садовые домики, но и частные жилые дома, земельные участки, гаражи, хозяйственные постройки.

Однако большое количество владельцев за это время так и не воспользовалось такой возможностью из-за самых разных проблем, поэтому «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2018 года. Решение было принято Государственной Думой и закреплено Федеральным законом N 174-ФЗ. Важно отметить, что регистрация земельных участков в принципе является бессрочной, а вот строения на них, попадающие под «дачную амнистию»  надо зарегистрировать до указанного срока.

Под «дачную амнистию» попадают земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Исключение составляют земельные наделы,  предоставленные на праве аренды.  При этом важно помнить, что это касается участков, выделенных до 29 ноября 2001 года, т.е. до момента вступления в действие Земельного Кодекса Российской Федерации.

Для оформления земельного участка в собственность необходимы следующие документы:

- правоустанавливающий документ на земельный участок, выданный до 1992 года. Это может быть и постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления, выписка из похозяйственной книги, свидетельство о праве на земельный участок, договор застройки, договор о предоставлении участка в бессрочное пользование или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

- кадастровый паспорт земельного участка. Причем, в настоящее время в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тульской области, которое, собственно, и занимается принятием документов для регистрации права собственности на участки владельцам, проходящим по «дачной амнистии», не нужно сначала отдельно заказывать кадастровый паспорт и регистрировать его. Вся процедура регистрации права производится в «едином окне», что очень удобно. Помимо вышеперечисленных документов, необходимо представить квитанцию об уплате государственной пошлины.

Для владельцев индивидуальных жилых домов процедура регистрации прав почти не изменилась. Как и ранее, необходимо пройти техническую инвентаризацию и технический учет, получить кадастровый паспорт. С готовым кадастровым паспортом, правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен дом, кадастровым паспортом самого земельного участка нужно также идти в ФГУ «Кадастровая палата» по Тульской области. Если же право собственности на земельный участок ранее уже зарегистрировано, то предоставление кадастрового паспорта и правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется.

Упрощение регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимости, размещенные на них, в рамках «дачной амнистии» заключается в том, что благодаря этому закону, количество документов, необходимых для регистрации права вышеназванных объектов, сведены к минимуму.

Что касается регистрации права на земельные участки по «амнистии» является то, что при невозможности определить вид права, на котором был предоставлен земельный участок, такой земельный участок тоже подпадает под «облегченную» процедуру регистрации.

Положительный момент данной системы заключается и в том, что, если у владельца есть свидетельство на земельный участок образца 1992 и далее, то,  оформив кадастровый паспорт, он может сразу зарегистрировать право собственности на него. Однако здесь существует одно существенное «но», которое можно отнести к минусам системы. Объекты с правоустанавливающими документами ранних лет при межевании подлежат уточнению. И, если размеры фактического  пользования земельного надела больше, чем по документам, на основании которого он выдан, например, не 10 соток, а 12, то владельцу иногда выгоднее пройти все эту процедуру не в упрощенном порядке, а в обычном: разработав схему расположения земельного участка, заказав его топографическую съемку и утвердив его размеры  постановлением администрации муниципального образования. В таком случае он оформит право собственности именно на 12 соток. Если же владелец сначала оформит кадастровый план участка, согласно которому его фактическая его площадь будет превышать  указанную в правоустанавливающих документах, то в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» уточнить его размеры будет можно только на 10%. В этом, собственно, и заключается выгода.

Еще один «минус» вытекает из недостаточной правовой грамотности наших граждан. В нашей практике достаточно много случаев, когда люди фактически параллельно регистрируют  право собственности на земельный участок и приходят оформлять земельный надел практически « с нуля», не ставя в известность кадастрового инженера о том, что их документы уже находятся на регистрации. В итоге получается, что люди сами себе перекрывают пути решения проблемы.

Разумеется, это лишь одни из немногих примеров, когда владельцы сталкиваются с различными проблемами  при регистрации прав на объекты недвижимости по «дачной амнистии». В каждом случае существуют какие-то индивидуальные особенности, обстоятельства,  поэтому хотелось бы порекомендовать всем, кто планирует воспользоваться «дачной амнистией», предварительно консультироваться у специалистов.